Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Учебные программы < Хоровой класс (2004 г.)



Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ХОРОВОЙ КЛАСС

Специальность 0503 «Хоровое дирижирование»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Москва
2004



Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации


Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.01 «Хоровое дирижирование»


Составитель  –   В.А.Калинин, Председатель ПЦК «Хоровое дирижирование», Заслуженный работник культуры РФ
Рецензенты  –   Е.В.Кузнецова, преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
В.С.Попов, профессор, Художественный руководитель Академии хорового искусства, Народный артист СССР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В комплексе специальных дисциплин, призванных формировать всесторонне развитого дирижёра хора, одним из основных предметов является «Хоровой класс».
«Хоровой класс» – это предмет, где происходит не только воспитание и обучение профессии дирижёра. Своеобразие его в том, что он аккумулирует в себе достижения по всем предметам специального цикла и, кроме того, стимулирует процесс обучения. Тесная взаимосвязь занятий в хоровом классе с другими специальными дисциплинами (дирижированием, чтением хоровых партитур, хороведением, методикой, вокальным ансамблем, хоровым сольфеджио, постановкой голоса) – обязательное условие для решения задачи воспитания дирижёра. Основные задачи курса «Хоровой класс»:
  • художественное воспитание студентов, расширение музыкального кругозора путём практического изучения лучших образцов отечественной и зарубежной классики, произведений современных композиторов, народного музыкального творчества;
  • приобретение студентами вокально-хоровых навыков;
  • развитие практических навыков работы с хором;
  • привитие организаторских качеств;
  • воспитание студента как педагога хорового коллектива.
Занятия в хоровом классе способствуют развитию музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти и др.), а также таких профессиональных качеств, как чувства ответственности, коллективизма, товарищества.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа предмета «Хоровой класс» рассчитана на 858 часов (6 часов в неделю – 3 занятия по 2 часа). Состав хоровых классов, количество хоров и распределение студентов по группам для проведения учебных занятий, сводных и раздельных репетиций, подготовки концертных программ и дипломной работы, а также репертуар утверждаются предметно-цикловой комиссией по согласованию с администрацией и, при необходимости, Художественным советом. Допускается привлечение студентов смежных специальностей к занятиям в хоровом классе, а также участие отдельных студентов в других учебных хорах.
Хоровые коллективы многих музыкальных училищ испытывают острый дефицит, а часто и полное отсутствие мужских голосов. В связи с этой проблемой представляется вполне возможным приглашение профессиональных певцов в качестве концертмейстеров-иллюстраторов. В этом случае возникает задача достижения динамического равновесия между взрослыми профессиональными голосами и юными, обладающими зачастую весьма скромными вокальными данными, певцами. Задача руководителя хорового класса – не допускать форсированного звучания и перенапряжения молодых голосов.
Работой хорового класса руководит преподаватель-хормейстер, который отвечает за художественный уровень, дисциплину, организацию и планирование работы. Руководитель составляет план занятий, распределяет студентов по хоровым партиям, осуществляет контроль над практической хормейстерской работой студентов. Особое значение имеет работа с хором самого хормейстера и последующее концертное выступление коллектива, т.к. именно эта работа в большой степени создаёт профессиональный уровень хорового коллектива, являясь в то же время наглядным уроком профессионального мастерства.
Обучение вокально-хоровым навыкам осуществляется в процессе целенаправленного и систематического разучивания высокохудожественных произведений различных эпох, стилей, жанров. Особое внимание следует уделять произведениям a'cappella, т.к. они требуют от хорового коллектива высокого исполнительского мастерства: чистоты строя, культуры звука, свободного владения различными видами хорового ансамбля.
Успешному овладению вокально-хоровыми навыками способствует «распевание» хора, с которого следует начинать каждое занятие. Вокально-хоровые упражнения можно строить на материале разучиваемого произведения, что поможет преодолеть исполнительские трудности.
В зависимости от поставленных целей, предлагается следующая тематика вокально-хоровых упражнений:
  • по развитию певческого дыхания и звукообразования;
  • по расширению диапазона голоса, сглаживанию и выравниванию регистров;
  • по воспитанию культуры звука, освобождающие от различных дефектов (гнусавости, зажатости, сипоты, тремоляции и т.п.) и способствующие выявлению правильного красивого тембра певческих голосов;
  • по развитию певческой дикции;
  • по развитию техники выполнения различных динамических оттенков;
  • по формированию навыков пения легато, стаккато, нон легато и т.д.;
  • на исполнение ритмически сложных построений;
  • по развитию навыков «цепного» дыхания;
  • по формированию навыков правильного интонирования;
  • по достижению различных видов частного ансамбля (ансамбля хоровой партии), общехорового ансамбля и строя.
Руководителю хорового класса необходимо в процессе работы самым внимательным
образом учитывать возрастные возможности голосового аппарата студентов. Не допускать форсирования звука, добиваться активного пения на опоре, осуществлять строгий контроль над репертуаром, не допускать произведений, превышающих возможности хора (тесситура, динамика, протяжённость).
Преподаватель осуществляет руководство и контроль над прохождением практики управления хором студентов. Присутствие и активное участие педагога по дирижированию в процессе прохождения дирижёрской практики в хоровом классе весьма желательно. К управлению хором привлекаются студенты III-IV курсов, а по решению предметно-цикловой комиссии и студенты II курса.
Предметно-цикловая комиссия в зависимости от особенностей контингента студентов решает вопрос о составе хора для хоровой практики: возможна работа с однородным мужским или женским хором (II курс), с камерным составом (III курс) или полным смешанным хором. На IV курсе при подготовке дипломной программы следует предусмотреть раздельные репетиции. Время, необходимое для хоровой практики, также зависит от конкретных условий, но не должно быть менее 4 часов на II и III курсах и 8-10 часов на IV курсе.
Студентам II курса рекомендуется работать с одночастными и небольшими двух-трёхчастными произведениями для двух-, трёх-, четырёхголосного хора с сопровождением. Студенты III курса работают над несложными хорами a'cappella. Дипломные программы должны состоять из двух произведений, желательно контрастного характера и различного стиля: одно – с сопровождением, другое – a'cappella.
Руководитель хорового класса следит за качеством подготовки студентов к репетициям, что предполагает: знание студентом наизусть всех голосов партитуры; музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения (особое внимание уделить специфике вокально-хоровых трудностей и методике их преодоления): наличие репетиционного плана (желательно письменного); проделанную организационную работу (качественная подготовка хоровых партий, желательно партитур, обеспечение концертмейстера нотами и др.).
По окончании репетиции руководитель хорового класса анализирует работу студента и даёт рекомендации к следующей репетиции.

УЧЁТ И КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

По окончании каждого семестра руководитель хорового класса выставляет итоговую оценку успеваемости каждому студенту.
При выставлении оценки учитываются:
  • дисциплина и посещаемость;
  • активность работы в качестве певца хора.
Показ на академических вечерах итогов работы студентов с хором завершается обсуждением последних предметно-цикловой комиссией. Целесообразность выставления оценки решает комиссия.
Дипломные программы исполняются на Государственной аттестации в конце 8 семестра.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

I
Русская народная песня «Девка по саду ходила», обр. Калистратова В.
Верди Д. «Coro di schiavi ebrei» Хор из оперыНавуходоносор»
II
Свиридов Г.
Франк Ц.
«Старинный танец»
Псалм №150
III
Вила-Лобос Э.
Прокофьев С.
«В Баие»
«Лебедь», «Величальная», «Туча чёрная».
Хоры из оратории «Иван Грозный»
IV
Салманов В.
Пуленк Ф.
Песня
«Gloria». «Laudamus te»
V
Хиндемит П.
Чайковский П.
«Лебедь»
«Нету, нету тут мосточка Хор из оперы «Мазепа»
VI
Русская народная песня «Таня-Танюша» обр. Калистратова В.
Пуленк Ф. «Обманчивое будущее» из кантаты «Засуха»
VII
Шебалин В.
Моцарт В.
«Зимняя дорога»
Messa-brevis d-moll. Sanctus, Benedictus, Agnus Dei
VIII
Бернар А.
Бородин А.
«Времена года». «Зима»
Хор из Пролога оперы «Князь Игорь»
IX
Рахманинов С. «Богородице, Дево радуйся» из «Всенощной»
Брамс И. «Немецкий реквием» ч. 11
X
Свиридов Г. «Любовь» из кантаты «Ночные облака»
Вивальди А. «Gloria» ч.2 «Et interra pax hominibus»
XI
Калинников В. «Камо пойду от духа Твоего»
Кодаи З. «Венгерские песни» №4, №5, №14
XII
Мессиан О. «O sacrum convivium»
Мусоргский М. «Поражение Сеннахериба»
XIII
Кастальский А. «Блажени яже избрал»
Бах И. Кантата №131 «Aus der Tiefe rufe ich, Herr, zu dir»


ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

III КУРС ACAPPELLA

Алябьев А.                             
«Вечер»
Английская народная песня 
«Ах! Нет, Джон! Нет!»
«Амариллис»
Барнби И.
«Колыбельная»
Бах И.
«Die Sund macht Leid»
Бах И.
«Des heilgen geistes reiche ynacl»
Бетховен Л.
«Один твой взгляд»
Бойко Р.
«Вечером синим»
Бойко Р.
«Дождь»
Брамс И.
«Весенние цветы»
«Данко»
«Тихой ночью»
Венгерская народная песня  
«В сердце боль».Обр. Бартока Б.
Гаслер Г.
«Шутим, танцуем»
Глюк Х.
«Праздник хора»
Дворжак А.
«Пир»
Жигайтис Р.
«Тишина»
Ипполитов-Иванов М.
«Сосна» (f-moll)
Казуро С.
«Краковяк»
Каппель Ю.
«Дорогая Мари»
Концевич Г.
«Гандзя»
Кюи Ц.
«Неразгаданный сон»
Латышская народная песня
«В риге звон»
Литовская народная песня
«Кормил коня я».Обр.Чюрлёниса М.
Лотти А.
«Vere langnous nostros»
Лядов А.
«Косой бес»
Молдавская народная песня
«Лист зелёный чебреца».                         Обр. Гурова Л.
Монюшко С.
«Кум и кума»
Моцарт В.
«Наш союз прекрасен, братья»
Неаполитанская народная песня 
«На лодке». Обр. Свешникова А.
Парцхаладзе М.
«Весна»
Русская народная песня
«Говорил-то мне». Обр. Михайлова А.
Русская народная песня
«Колыбельная». Обр. Щедрина Р.
Русская народная песня    
«Заплетися плетень». Обр. Римского-Корсакова Н.
Русская народная песня
«Светит светел месяц». Обр. Свешникова А.
Сибелиус Я.
«Песня матери»
Сметана Б.                           
«Слава тебе»
Спиричуэлс                         
«Deep river» Обр. Шоу Р.
Сухонь Э
«Как ты прекрасна»
Танеев С.
«Серенада»
Украинская народная песня
«Щедрик». Обр. Леонтовича М.
Украинская народная песня 
«Пiють пiвнi». Обр. Леонтовича М.
Хорватская народная песня
«Тамбурица». Обр. Полонского С.
Чайковский П.                      
«Тебе поем»

IV КУРС ACAPPELLA
 
Агафонников В.
«Весна»
Анерио Д.
«Мотет»
Аркадельт Я.
«Ave Maria»
Брегис Я.
«Яблоневый цвет»
Бриттен Б.
«Весенний первоцвет»
«Кэрол»
Бойко Р.
«Вологодские кружева»
Бортнянский Д.
Концерт № 3, ч. 1
Концерт № 16, ч. 1
Вила-Лобос Э.
«Бразильская сюита» хор № 6
Витол Я.
«Осень»
Гутьеррес Р.
«Песня погонщика» из «Аргентинской сюиты»
Заринь К.
«Мадригал при четырех свечах»
Кальдара А.
«Stabat Mater»
Калинников В.
«Жаворонок»
«Зима»
«Кондор»
«Камо пойду от духа Твоего»
«Ой, честь ли то молодцу»
«Осень»
«Элегия»
Каччини Дж.
Мадригал «Амарилли»
Кикта В.
«Мой край»
Кодаи З.
«Ел цыган соленый сыр»
Корганов В.
«Видит лань»
Лассо О.
«Валяльщик»
«Матона»
«Мой муженек»
«Тик-так»
«Эхо»
Лотти А.
«Miserere»
Лундвиг Х.
«Как цветущий миндаль»
Мелнгайлис Э.
«Поле роз»
Орф К.
«Катулли Кармина» Odi et amo
Парцхаладзе М.
«Джвари»
«Где океан к земле несется»
«Озеро»
«Ночь»
«Февраль или май»
Перголези Д.
«Отчего я не опушка»
Проснак К.
«Баркарола»
«Море»
«Прелюдия»
Пуленк Ф.
«Грусть»
«Прекрасная и похожая»
«Страшна мне ночь»
Рахманинов С.
«Бурлацкая»
«Богородице, Дево радуйся» из «Всенощной»
«Тебе поем» из «Литургии»
Рубинштейн А.
«Гномы»
Русские народные песни
«Ах, ты степь широкая» обр. Свешникова А.
«Ой, все кумушки, домой» обр.Свешникова А.
«Уж ты, сад» обр. Свешникова А.
«Девка по саду ходила» обр. Калистратова В.
«И отдал меня батюшка обр. Калистратова В.
«Коляда» обр. Калистратова В.
«Я пойду, млада по солнышку» обр. Калистратова В.
«Уж ты, зимушка-зима» обр. Лондонова П.
«Горы» обр. Александрова А.
«Как ходил гулял Ванюша» обр. Соколова В.
 
«Как меня младу-младешеньку» обр. Шостаковича Д.
«Веники» обр. Рубцова Ф.
Салманов В.
«Лев в железной клетке»
«Песня»
«Ты хочешь знать»
Свиридов Г.
«Пушкинский венок»
«Песни без временья»
«Ладога»
«Ночные облака»
«Неизреченное чудо»
Музыка к трагедии А.Толстого «Царь Федор Иоанович»
Концерт «Памяти А.Юрлова»
Три хора на слова А.Пушкина
«Вечером синим»
«Повстречался сын с отцом»
Сертон П.
«Тайна»
Слонимский С.
«Вакхическая песня»
Сухонь Э.
«О чем шумишь, гора» перел. Бесова В.
Танеев С.
«Иоанн Дамаскин» ч. 2
Тормис В.
«Матушка родименькая»
Фалик Ю.
«Незнакомка»
Концерт «Поэзы И.Северянина». «Увертюра». «Народная»
Хаслер Х.
«Гальярда»
Хиндемит П.
«Лань»
«Лебедь»
«Зимой»
Чесноков П.
«Жертва вечерняя»
Шебалин В.
«Зимняя дорога»
«Стрекотунья-белобока»
Шютц Г.
«Псалм»
Щедрин Р.
«Прошла война»
«Тиха украинская ночь»
«Я убит подо Ржевом»
«Пора, мой друг, пора»
«Первый лед»
«Вот по Тверской»
Яначек Л.
«Graduale»
 
ПРОИЗВЕДЕНИЯ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ
 
Барток Б.
«Четыре словацкие народные песни»
Бах И.
Кантаты № 106, фрагмент
№ 131, ч.1 «Aus der Tiefe rufe ich, Herr, zu dir»
№ 206 «August lebe»
«Магнификат», № 11 «Sicut locutus est»
Месса h-moll, «Et incarnatus est», «Qui tollis»
«Страсти по Иоанну», № 68 «Ruht Wohl»
Берлиоз Г.
«Троянский марш с хором» из оперы «Троянцы»
Бетховен Л.
Месса C-dur, «Куrie»
Бизе Ж.
«Ну, пляшите». Хор из оперы «Кармен»
Бородин А.
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
«Солнцу красному слава». Хор из Пролога
оперы «Князь Игорь»
Бородин А.
«Море»
«Песня тёмного леса», переложение Калиникова В.
Брамс И.
«Ave Maria»
«Немецкий реквием», ч.2
«Новые песни любви», № 12
«Песни любви»
«Цыганские песни»
Бриттен Б.
«Военный реквием». «Dies irae», фрагмент
Месса D-dur. «Gloria»
Брукнер А.
Месса № 3. «Benedictus»
«Реквием» d-moll. «Benedictus», «Sanctus»
Букстехуде Д.
Кантата «Der Herr ist Mit Mir». «Alleluja»
Буцко Ю.
Кантата «Свадебные песни», № 1 «Как во деревне»
№ 6 «Возле терема»
Верди Д.
«Погиб тиран». Хор из оперы «Макбет»
«Coro di schiavi». Хор из оперы «Навуходоносор»
Вивальди А.
«Gloria». № 1 «Gloria»
№ 2 «Et interra pax hominibus»
Гайдн Й.
«Времена года», №31
Месса B-dur .«Sanctus»
           D-dur .«Gloria»
           d-moll. «Sanctus»
«Nelson-messe». «Gloria», «Credo»
«Сотворение мира». № 3, № 26
«Терезия-месса». «Gloria»
Оратория «Времена года». Хор земледельцев.
Гендель Г.
«Мессия», № 22 «Wahrlich»
«Сражён Самсон». Хор из оратории «Самсон»
Гершвин Дж.
«Моя любовь». Хор из музыкальной комедии «Сумасшедшая девчонка»
«Как тут усидеть»
«Богат я только судьбою». Хор из оперы «Порги и Бесс»
Глинка М.
Хоры из оперы «Руслан и Людмила»:
«Ах ты, свет, Людмила»
«Лель таинственный»
«Не проснётся птичка утром»
«Полонез» из оперы «Иван Сусанин»
Гречанинов А.
«Узник»
«Проводы Добрыни». Хор из оперы «Добрыня Никитич»
Григ Э.
«Осенняя буря»
Хоры из оперы «Олаф Тригвассон»
«Мёд искромётный», «Ты источник Урдар светлый»
Гуно Ш.
«Дни скоротечны». Хор из оперы «Ромео и Джульетта»
Даргомыжский А.
«Заплетися плетень». Хор из оперы «Русалка»
Кажлаев М.
«Африка»
Капп Э.
«Северное побережье»
Керубини Л.
«Реквием» c-moll. «Lacrimosa», «Pie Jesu»
Кёнеман Ф.
«Как король шёл на войну»
Козловский О.
«Реквием», № 12 «Requiem aeternam»
Леонкавалло Р.
Хор колоколов из оперы «Паяцы»
Лист Ф.
«Торжественная месса». «Agnus Dei»
Мак-Доуэлл Э.
«Лесной покой», обр.Соколова В.
«Осенняя радость» из «Идиллии Новой Англии»
Мендельсон Ф.
Оратория «Илья», № 34
Моцарт В.
«Ave verum»
Кантата «Тайная вечерня». «Laudamus te»
«Messa-brevis» d-moll. «Sanctus», «Benedictus», «Agnus Dei»
«Messa-brevis» D-dur. «Sanctus», «Gloria», «Credo»
Месса c-moll. «Crucifixus», «Credo in unum sanctum»
Месса F-dur. «Sanctus», «Agnus Dei»
«Реквием». «Dies irae», «Rex tremendae», «Confutatis», «Hostias»
«Бегите, спасайтесь». Хор из оперы «Идоменей»
Мусоргский М.
«Гопак». Хор из оперы «Сорочинская ярмарка»
«Полководец». Обр. для хора Шохина
«Поражение Сеннахериба»
«Эдип»
«Хор калик перехожих» из оперы «Борис Годунов»
Орф К.
«Кармина Бурана», отд. номера
Подгайц Е.
«Весенние песни»
Прокофьев С.
Хоры из оратории «Иван Грозный»:
«Величальная», «Туча чёрная», «Степь татарская»
Пуленк Ф.
«Gloria». «Laudamus te», «Domine Deus»
«Stabat Mater». «Stabat Mater dolorosa», «Cujus animam gementem»
Кантата «Засуха», ч.2 «Покинутая деревня»
                               ч.3 «Обманчивое будущее»
Равель М.
Хор пастухов и пастушек из оперы «Дитя и волшебство»
Рахманинов С.
«Весенние воды», переложение Андрусенко А.
«У моего окна», переложение. Куньева В.
«Как вольность весел наш ночлег». Хор из оперы «Алеко»
Римский-Корсаков Н.
Подблюдная песня «Слава» из оперы
«Царская невеста»
«Яр-хмель». Хор из оперы «Царская невеста»
Россини Дж.
«Stabat Mater», № 1
Хор стрелков из оперы «Вильгельм Телль»
Рубин В.
Кантата «Вечерние песни». «Мело, мело по всей земле»
Русская народная песня
«Как кума-то к куме», обр. Чемберджи Н.
Салманов В.
Поэма-оратория «Двенадцать», ч.2
Свиридов Г.
«Курские песни», № 6 «Соловей мой смутный»
 № 7 «За рекою за быстрою»
«Озёрная вода» из хоровой поэмы «Ладога»
«Патетическая оратория». «Здесь будет город-сад»
«Поэма памяти С.Есенина»: «Я последний поэт деревни», « Поёт зима», «Ночь под Ивана-купала»,
«Молотьба»
Сметана Б.
«Как же нам не веселиться». Хор из оперы
«Проданная невеста»
Форе Г.
«Реквием». «Agnus Dei», «Libera me», «Requiem aeternam
Франк Ц.
«Псалм» № 150
Чайковский П.
«Нету, нету тут мосточка». Хор из оперы «Мазепа»
Свадебный хор из оперы «Опричник»
Кантата «Москва». № 1, № 3
Шуберт Ф.
«Лесной царь»
Мессы G-dur: «Kyrie», «Gloria», «Sanctus»
            D-dur: «Gloria»
            Es-dur: «Kurie»
«Приют», переложение Андрусенко А.
«Stabat Mater» № 1, № 3
Щедрин Р.
«Озорные частушки» из оперы «Не только любовь»


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Березин А. Дирижёр и хор. // Хоровое искусство. Л., 1967
  2. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957
  3. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М., 1967
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. М., 1951
  5. Живов В. Трактовка хоровых произведений. М., 1986
  6. Живов В. Исполнительский анализ хоровых произведений. М., 1987
  7. Живов В. Теория хорового исполнения. М., 1998
  8. Краснощёков В. Вопросы хороведения. М., 1969
  9. Левандо П. Проблемы хороведения. Л., 1974
  10. Мухин В. Вокальная работа в хоре // Работа в хоре / Сост. Тевлин Б. М., 1960
  11. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М., 2003
  12. Пигров К. Руководство хором. М., 1964
  13. Птица К. Очерки по технике дирижирования. М., 1948
  14. Птица К. О музыке и музыкантах / Сост. Тевлин Б., Ермакова Л. М., 1995
  15. Семенюк В. Заметки о хоровой фактуре. М., 2000
  16. Соколов В. Работа с хором. М., 1961
  17. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Сост. Паисов Ю. М., 1999
  18. Хазанов А. Как разучивать произведения с хором. // Работа в хоре. М., 1960
  19. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952
  20. Шамина Л. Школа русского народного пения. М., 1998



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования